|
1.Монье Жан Л.-Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1807. Холст, масл. 2.Нефф Тимофей Андреевич-Kupalschica 3.Нефф Тимофей Андреевич-Angel 4.Нефф Тимофей Андреевич-Poklonnica vakha 5.Нефф Тимофей Андреевич-Portret detey olsufevyh 6.Нефф Тимофей Андреевич-Мечтание. 1840-е 7.Нефф Тимофей Андреевич-Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещенный восходящим солнцем. 1841 8.Нефф Тимофей Андреевич-Портрет Александры Фёдоровны 9.Нефф Тимофей Андреевич-Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны. 1838. Холст. 10.Нефф Тимофей Андреевич-Портрет великой кн. Марии Николаевны. 1846 11.Нефф Тимофей Андреевич-Портрет молодой женщины 12.Вигилиус Эриксен-Portret.Ekateriny.II.pered.zerkalom 13.Вигилиус Эриксен-Portret.Ekateriny.II.v.profil 14.Вигилиус Эриксен-Portret.Ekateriny.II.verhom 15.Вигилиус Эриксен-Portret.Kaspara.fon.Sal'derna 16.Вигилиус Эриксен-Portret.princa.Frederika 17. Вигилиус Эриксен-Portret.velikogo.kniazia.Pavla.Petrovicha.v.uchebnoiy.komnate 18.Вигилиус Эриксен-Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772. Холст, масл. 19.Вигилиус Эриксен-Портрет Екатерины II перед зеркалом. Холст, масло 20.Мартынов Андрей Ефимович 21.Мартынов Андрей Ефимович-Вид реки Мойки со стороны Императорских конюшен 22.Мартынов Андрей Ефимович-Вид реки Селенги в Сибири. 1817 23.Мартынов Андрей Ефимович-Гуляние в дворцовом парке близ Санкт-Петербурга. 1818 24.Мартынов Андрей Ефимович-Летний дворец Петра I 25.Мартынов Андрей Ефимович-Царскосельский парк. 1821—1822
Вигилиус Эриксен (1722-1782)
Из скандинавских портретистов, работавших в России, самым популярным был датчанин Вигилиус Эриксен (1722—1782).
Эриксен родился в Копенгагене, где учился у Н.-С. Валя. До 1750 года он работал на родине. Пятнадцать лет, с 1757 по 1772 год, художник жил и творил в Петербурге.
Он прибыл ко двору Елизаветы Петровны, чей портрет его работы сохранился в Екатерининском дворце Царского села.
С восшествием на престол Екатерины II Эриксен был назначен придворным живописцем. Его репутация при императорском дворе была чрезвычайно высока.
Якоб Штелин в своих записках засвидетельствовал: «С начала правления Ее величества императрицы Екатерины II Эриксен содержался как первый придворный живописец.
Он никогда не состоял на жалованье, а заставлял оплачивать каждую картину особо и с избытком. Его ежегодный заработок только при дворе оценивался в 5 тысяч рублей.
С 1766 года он не пишет почти ничего, кроме кавалеров и дам в их парадном облачении.
Весной 1769 года — самый похожий и самый прекрасный портрет императрицы пастелью. Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена...
Он написал также много портретов частных лиц, все одинаково хорошо, в превосходном колорите и мягкой кистью»
(Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. Т.1. — М., 1990. С. 83, 85.).
Мастер парадного репрезентативного портрета, Эриксен — типичный придворный живописец.
Постоянная модель художника — Екатерина II, он написал не менее 30 портретов императрицы в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах.
Августейшей заказчице весьма нравились искательные портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить.
О своем придворном художнике Екатерина II писала хвалебные письма барону М. Гримму.
В одном из ранних портретов императрицы Эриксен запечатлел ее на коне
(Портрет Екатерины II верхом. После 1762. ГЭ).
Произведение было признано столь удачным, что неоднократно повторялось самим художником как в большом, так и в уменьшенном вариантах.
Большой успех выпал также на долю «Портрета Екатерины II перед зеркалом»
(Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) и «Портрета Екатерины II в трауре» (1762. ГТГ) .
В Петергофском дворце сохранился портрет Екатерины II перед секретером
(Между 1762 и 1764 гг. Музей-заповедник «Петергоф»). Известны и камерные изображения императрицы: в профиль (до 1762. ГЭ), а также выдержанный в «русском» стиле «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике» (1769—1772. ГЭ).
Значительное место занимают в творчестве Эриксена портреты наследника престола Павла Петровича
(Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате.
Около 1766. ГЭ).
Датский портретист также живописал и великосветских особ, приближенных Екатерины II.
Он портретировал царского фаворита Г. Г. Орлова (Около 1765. ГТГ), графа Панина, обер-гофмаршала графа Сиверса, вице-канцлера князя Голицына (1764. ГТГ) и других.
Полотна его кисти считались высокопрестижными и охотно покупались за огромные деньги.
С 1766 года художник работал над изображениями участников костюмированных придворных соревнований, так называемой карусели.
Он создал два огромных портрета — Григория Орлова в виде «римского воина» и Алексея Орлова в «костюме сарацина» (1766—1772. ГЭ).
Среди работ Эриксена есть необычный, полуэтнографический «Портрет столетней царскосельской крестьянки с семьей» (1771. ГРМ).
Творчество художника отмечено переплетением черт барокко, рококо и классицизма.
В 1772 году Эриксен ухал на родину, увезя большое число своих произведений.
Часть из них Екатерина II впоследствии выкупила у него. В Дании Эриксен стал придворным художником королевы Юлианы.
Он умер в Копенгагене в 1782 году.
|